Рийгикогу, 23 ноября 2021

Уважаемый Рийгикогу, уважаемые депутаты, дорогие слушатели!

В некотором смысле это беспрецедентная ситуация, когда в этом году я уже во второй раз стою перед вами с ежегодным обзором осуществления правительством политики Европейского союза, последний раз это было в марте. Разумеется, темы в связи с развитием Европы обсуждаются не только раз в год, но и ежедневно. Эти темы одновременно являются и внутригосударственными, они имеют большое значение, поэтому к развитию Европы следует подходить с заботливостью рачительного хозяина. Эта взаимосвязь работает и в противоположном направлении: если посмотреть на ключевые вопросы государственного значения, обсуждаемые в этом зале – пандемию коронавируса, цены на ископаемые энергоносители, климатический кризис, стратегия в области лесного хозяйства, неравенство и безопасность – то эти темы имеют и общеевропейское значение.

Развитие Эстонии и развитие Европейского союза напрямую связаны друг с другом. Политика Европейского союза в соответствующих сферах является неотъемлемой частью как одобренной в Рийгикогу зонтичной стратегии «Эстония 2035», так и других государственных документов по развитию. Вам был представлен документ о приоритетах правительства в политике ЕС на ближайшие два года. Этот документ представляет собой квинтэссенкицю наиболее важных событий, деятельности, интересов и взглядов, которые служат развитию Эстонии. Если сильна Европа, то будет сильна и Эстония, и наоборот. Я надеюсь, что вы столь же требовательны к вопросам Европейского союза, как и к государственным законопроектам.

Поскольку это, среди прочего, обзор реализации политики, то за период 2020-2021 годов я хотела бы выделить следующее:

Во-первых, мы достигли благоприятной для Эстонии договоренности по соглашению о бюджете Европейского союза и плану восстановления экономики. Благодарю Рийгикогу за быструю ратификацию соглашения о самофинансировании. На сегодняшний день большинство стран согласовали и одобрили инвестиции и реформы в рамках плана восстановления экономики. Вскоре будут заключены соглашения о справедливом переходе и использовании структурных фондов. Я по-прежнему довольна созданием механизма справедливого перехода для Ида-Вирумаа и тем фактом, что почти 3,3 миллиарда евро из выделенной нам поддержки, как ожидается, пойдут на зеленую революцию.

Вторым ключевым словом было преодоление кризиса в области здравоохранения и укрепление общей устойчивости Европейского союза. Мы всегда умели извлекать уроки из кризисов — границы оставались открытыми, а ковид-сертификат Европейского союза стал мировым стандартом доверия. Ведется обмен информацией, страны делились друг с другом кризисной помощью, был разработан обширный экономический пакет, своевременно потавлялись вакцины и лекарства. Широкий подход к безопасности, кризисам и устойчивости пришел, чтобы остаться.

Уважаемый Рийгикогу!

Выступая перед вами в марте, я сказала, что «в интересах Эстонии всегда было стремиться попасть в эпицентр формирования европейской политики и единых решений, поскольку для небольшого государства это самая надежная гарантия определять свою судьбу и будущее». Молчащего не слышат, вопящего не слушают, поэтому нужно вдохновлять, быть заслуживающим доверия и находчивым, действуя в общих интересах. Неоспоримый факт, что о солидарности правильно думать  и как о просвещенном стремлении к собственной выгоде. Правительство не хочет отворачиваться от друзей и союзников. Как говорится, друг познается в беде. Требовательность и критика уместны, если они побуждают идти вперед. Если по какой-то причине Эстония должна сказать «нет», то только для того, чтобы предложить значительно лучшее решение.

Эстония последовательно выступает за европейские ценности и работает во имя того, чтобы голос Европейского союза  был единым и звучал по всему миру. Для жителей и предприятий Эстонии важно, чтобы Эстония отстаивала четыре основные свободы Европейского союза и внутреннего рынка и продолжала отстаивать пятую фундаментальную свободу — свободное перемещение данных, потому что данные — это обоюдоострый меч. Эстония поддерживает амбициозную цифровую и зеленую революцию, а также уделяет внимание социальным аспектам перехода — чтобы мы не забывали людей, находящихся в центре всего этого, чтобы при реализации изменений никого не бросили и не обошли вниманием. Зелёная революция должна быть зелёной революцией для людей.

Уважаемый Рийгикогу!

Европейский союз был и останется прежде всего гарантом мира и безопасности. Для меня самыми важными ключевыми словами на предстоящий период являются доверие и надежность. «Друг знает друга по глазам, а врага – по старому кинофильму о войне», — говорится в стихотворении Хандо Руннеля. С другой стороны, герои старых фильмов о войне в Европейском союзе зарыли топор войны, но на смену им пришли новые конфликты, вызванные автократией, которая боится своего собственного народа. К сожалению, сопровождавшая кризис в области здравоохранения изоляция и формы применения власти усугубили эту авторитарную тенденцию. Европа была проектом свободы, поэтому эти тенденции ощущаются особенно болезненно. Несмотря на наше желание сохранить мир открытым, похоже, он снова движется в сторону поляризации. Несмотря на нашу веру в то, что связи создают сотрудничество и процветание, они также являются источником конфликтов и политики недовольства. До сих пор мы работали с верой в то, что глобальная экономика и обмен идеями приведут к бурному развитию, и вместе с этим развитие приведет нас к демократии и свободной рыночной экономике. Мы были наивны, полагая, что мир хочет процветания и надежного управления, технологий и демократии, хочет избавиться от авторитарных лидеров и от коррупции. Однако созданное благополучие используется для наращивания мускулов против свободы, для притеснения соседей и меньшинств.

Находясь в тесном контакте с другими, мы постоянно сравниваем себя с теми, кто лучше нас. Умеренная зависть — движущая сила, но постоянное сравнение себя с лучшим может стать источником бесконечного недовольства. Мы живем во время, когда конфликтов больше, чем когда бы то ни было. В поляризованном мире нам неизбежно приходится тщательнее выбирать, с кем мы сотрудничаем, с кем мы связаны и насколько сильной должна быть зависимость, чтобы мы управляли ею, а не она нами.

Уважаемый Рийгикогу!

Известный эксперт по внешней политике Марк Леонард в своей недавно опубликованной книге пишет: «В атомный век цена войны невообразима. В результате войны за взаимосвязь стали новым способом ведения политики „другими средствами“. Они обходятся дешевле. Они более эффективны. И в результате они становятся всё более распространенными. Чем больше они распространяются по миру, тем более смертоносными они становятся по сравнению с общепринятым ведением войны».

Конечно, основанная на доверии взаимосвязь — это огромная возможность. Глобализация и создание сетей помогли создать новые возможности не только для малых стран и стартапов, они помогли выбраться из нищеты большой части человечества. Европейский союз как крупнейший торговец в мире сыграл ключевую роль в создании этих новых возможностей как внутри, так и за пределами Европы.

В то же время объединения и взаимосвязь как новый и недорогой способ ведения конфликта — это новый уровень, в котором доверие играет ключевую роль. Мир не состоит из черно-белых вариантов, поскольку это, прежде всего, ценности доверия. Хотя интерес или географическое положение могут быть основой сотрудничества, доверие основывается на общих ценностях, принципах и основанных на них соглашениях. Если ценности и правила различаются, соглашение о границе и пограничный забор тоже могут уменьшить недоверие. Как сказал поэт Роберт Фрост, чем крепче заборы, тем лучше соседи.

Сейчас мы видим, как это происходит очень близко от нас, на границе между Европейским союзом и Белоруссией. Польша, Литва и Латвия защищают европейскую границу. Европейский союз не может подчиниться шантажу диктатора, и гибридная атака должна быть решительно остановлена. Европа должна действовать здесь единым фронтом, а Белоруссия должна позволить используемым в качестве оружия людям вернуться на родину. За систематические нарушения прав как своих собственных, так и иностранных граждан несет ответственность именно Белоруссия. Результатом наших действий не может быть создание нового канала торговли людьми по направлению в Европейский союз.

Уважаемый Рийгикогу!

Главным мотивом приоритетов правительства в политике Европейского союза является укрепление сотрудничества, доверия, а также взаимосвязи и и солидарности с союзниками и партнерами в Европе. Мы должны предлагать возможности для сотрудничества странам и организациям, которые отстаивают порядок, основанный на правилах, и хотят создать будущее, основанное на доверии. Конечно, цифровая революция и стремление к достижению целей в области климата и биоразнообразия в нашей деятельности и цепочках поставок также играют в этом процессе свою роль. Доверие не может базироваться на том, что мы превращаем соединения в ловушки, людей — в инструмент, а общую среду обитания делаем нежизнеспособной. На Таллиннском цифровом саммите основное внимание было уделено презентации идеи основанной на доверии взаимосвязи, и это было своевременным вкладом в проект под названием «Глобальный портал» (англ. Global Gateway), который скоро будет запущен, а также в созванный президентом США Джо Байденом Саммит в поддержку демократии. Я надеюсь, что со странами-единомышленниками мы достигнем общего понимания, что могло бы включать ценностное предложение основанной на доверии взаимосвязи также в части создания инфраструктуры.

С другой стороны, мы также должны признать, что на фоне растущего авторитаризма мир уже некоторое время не движется к демократии и свободной рыночной экономике. Поэтому мы вынуждены настроиться на конкуренцию в мире, который отныне хотел бы быть совершенно иным и ставит перед нами системные вызовы. И наш кризисный опыт, и «зеленая и цифровая революция» предлагают прекрасную возможность отступить от полных недоверия отношений и избавиться от нездоровой зависимости в таких важнейших для функционирования государства вопросах, как общественное здравоохранение, связь и энергетика. Использование миграции как оружия, как на юге, так и на востоке, наконец, привело к тому, что Европейский союз пересмотрел необходимость общих пограничных стандартов и инвестиций на внешних границах. Единое небо над Европой — не место для причастных к торговле людьми. Повышение уровня обнаружения источников кибератак и их авторства ясно показывает нам, где находятся сегодняшние всё более усугубляющиеся уязвимые места. Должна быть абсолютная нетерпимость к коррупции и отмыванию денег. Наши технологические возможности, а также наша устойчивость к кризисам в области здравоохранения, продовольственная безопасность и надежность энергоснабжения охватываются комплексным подходом. У нас должны иметься инструменты, которые эффективны в борьбе с ущербом, наносимым взаимосвязям и доверию. Наши взаимосвязи должны быть надежными и устойчивыми к кризисам. Все эти сферы отражены в государственной политике.

За 30 лет мы почти достигли среднего уровня благосостояния по Европейскому союзу. Наша суперспособность — это умение не использовать слово «невозможно», будь то вступление в Европейский союз, еврозону, НАТО или что-то еще. Эта суперспособность привела нас в сегодняшний день и будет продолжать вести и дальше. Неужели климатическая нейтральность невозможна через три десятилетия? Какой была бы Эстония через тридцать лет, если бы мы ответили «да», и какой была бы Эстония, если бы мы ответили «нет»? Напомню, что мы отправились в путь, который привел к восстановлению независимости, именно из-за давления на нашу среду. Примерно столько же времени, сколько прошло с тех пор, как мы восстановили свою независимость, у нас теперь есть для достижения климатической нейтральности. Чуть более половины этого пути нам предстоит пройти в ближайшее десятилетие. Это примерно такой же путь, сколько нам потребовалось от восстановления независимости до вступления в Европейский союз и НАТО. На этой неделе правительство направит в Рийгикогу свое мнение относительно основных альтернатив, предлагаемых европейским климатическим пакетом. Я перефразирую высказывание Марта Нуття три десятилетия назад, что у зеленой революции нет альтернативы, и свободная рыночная экономика должна играть ключевую роль в поиске решений. Устойчивое развитие — это возможность для нашего развития. Вы спросите, каким образом?

История успеха Эстонии кроется в интересе к технологиям. Мы осознали экспоненциальный рост, обеспечиваемый цифровыми технологиями. Об этом свидетельствует количество компаний-единорогов и стартапов, умение строить предприятия и технологии, привлекать капитал и лучших людей со всего света. Один из инициаторов проекта «Прыжок тигра» Стен Тамкиви считает, что этот опыт следует поставить на службу следующей зеленой революции.

Наша способность понимать экспоненциальный рост теперь должна сочетаться со способностью мыслить системно, включая понимание того, что возможности планеты имеют естественные пределы, и если их не контролировать, мы можем нанести непоправимый ущерб экосистемам, что приведет к необратимым последствиям. Необходимые изменения носят не только технический характер. Другими словами, как сказал президент Академии наук Тармо Соомере: «Последнее слово техники — это не всегда лучшее решение. Всё более важными становятся умное применение традиционных навыков, адаптация к местным условиям, понимание и поддержка простых людей». У нас нет причин запрещать неутепленные дома, бургеры с котлетами из говядины, дровяные печи для саун или автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Однако, планируя свое будущее, мы должны помнить: «зеленая революция» означает, что во всех конечных продуктах, услугах, а также цепочках поставок всё большее внимание уделяется воздействию на окружающую среду. В бизнес-планах, рейтингах и кредитных договорах теперь играет роль не только получаемая, но и потребляемая энергия и ее след в окружающей среде.

Как мы знаем, цена зеленого перехода — это не только объем необходимых инвестиций, но и цена, которую мы должны заплатить, если мы не проведем зеленую революцию. Эстония — это не остров и не отдельная планета, которую не касаются эти последствия и проблемы. Прогнозируемое повышение температуры Земли и зависимость от ископаемого топлива коснутся нас как прямо, так и косвенно, сегодня и завтра. В конце концов, мы не хотим, чтобы то, что происходит сегодня на разных границах Европы по прихоти авторитарных режимов, стало нормой в будущем, когда вместо тысяч будут мигрировать миллионы и миллиарды людей.

Наличие чистой и недорогой энергии является ключом к достижению процветания и климатических целей, а также для привлечения базирующихся на экологических деньгах новых инвестиций в будущем. Предприниматели, связанные с промышленностью в Германии, уже в следующем году прямо ощутят это благодаря Закону об экологизации цепочки поставок, безусловно его влияние будет усилено странами Северной Европы, и тем самым будет сформирован круг наших основных инвесторов. Таким образом, рынок сам станет двигаться в сторону более чистых продуктов и услуг.

Уважаемый Рийгикогу!

Во время весеннего выступления перед вами я сказала, что климатическую нейтральность можно рассматривать как переход к чистой энергии. Наше отделение от единой энергетической сети с Россией и Белоруссией и синхронизация с Центральной Европой продвигаются по графику. Хотя Эстония говорила об этом очень давно, одно из новых предложений состоит в том, что импортируемая электроэнергия должна производиться с учетом климатических целей. Экспорт выбросов выглядит хорошо на бумаге, но это чистой воды зелёный камуфляж — конкуренция в Европе должна основываться на доверии и действовать на равных и справедливых основаниях. Пробел в доверии, который делает возможным зелёный камуфляж, должен исчезнуть, а пограничная мера поможет создать правовую определенность для расширения доступа к рынкам чистой энергии.

В 2020 году возобновляемые источники энергии впервые в ЕС обошли ископаемое топливо, став крупнейшим источником электроэнергии, производя 38% электроэнергии по сравнению с 37% для ископаемого топлива. Мы устраняли и устраняем препятствия для планирования производства энергии ветра как на суше, так и в Балтийском море. Разрабатываем новый парк ветрогенераторов в сотрудничестве между Эстонией и Латвией, и в долгосрочной перспективе увидим как электрическую сеть стран ЕС, граничащих с Балтийским морем, так и общеевропейскую водородную сеть. В переходный период должна быть возможность производить энергию из биоэнергетики, которая соответствует критериям экономности и «каскадного принципа». Безопасной и надежной ядерной энергии должно быть место в качестве энергии переходного периода. Ядерная энергия уже присутствует в портфеле Эстонии посредством энергетического рынка Северных стран и будет приветствоваться и в будущем. Газовое топливо также остается в нашем портфеле в качестве переходного топлива. Возвращаясь к доверию в области коммуникаций и их использованию в конфликтах, я приветствую принципиальное решение регулирующего органа Германии не сертифицировать газопровод «Северный поток — 2», если для этого не будут выполнены условия.

В прошлый четверг правительство начало пересмотр плана развития энергетики, а две недели назад мы решили пересмотреть план развития мобильности на основе европейских климатических соглашений. Ясно, что электричество будет играть важную роль в транспорте будущего, но ответ на вопрос, какую роль в Эстонии в будущем будет играть водород, должна дать водородная программа стоимостью 55 миллионов евро и дорожная карта по водороду, которая будет составлена к концу года. Мы создали экспертную группу при правительственной комиссии по зеленой политике, и я надеюсь, что предложения экспертов будут наиболее действенными и рентабельными мерами.

Уважаемый Рийгикогу!

Европейский союз активен настолько, насколько мы этого хотим. Эстония выступает за то, чтобы Европейский союз был сильным, развивающимся и растущим организмом, а Эстония была его эффективным членом. Европа по-прежнему остается мирным проектом, но нам приходится иметь дело с изменившейся ситуацией в области гибридных конфликтов.

Мы привыкли думать о Европейском союзе как о регулирующей суперсиле, двигателе и посреднике в применении общепринятых норм.  Однако Европа — это и проект свободы, о которой нельзя забывать во время пандемии.[JV1]  Европейский союз присутствует в жизни людей ежедневно, и лучшими примерами в данном случае являются не только программа Erasmus и евро, но также вакцины и ковид-сертификат. В борьбе с гибридным кризисом отрадно признавать, что ситуационная осведомленность в Европе улучшилась, все засучили рукава. Мы ежедневно видим реальную и эффективную поддержку, сотрудничество и солидарность. А граждане хотят все больше Европы.

До окончания этого года у Рийгикогу есть возможность внести свой вклад в укрепление имиджа Эстонии в Европейском союзе, поскольку ожидает принятия целый ряд законов. От этого зависит и то, вовремя ли выполнит Эстония взятые на себя обязательства и по-прежнему ли она будет сторонником европейского внутреннего рынка.

Благодарю за внимание!

Valitsuse kommunikatsioonibüroo